Предпринимательство — рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

В большинстве стран для начала предпринимательства требуется официальная регистрация, но критерии и условия могут существенно различаться. Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) после их регистрации в установленном законом порядке.

Предпринимательство — важнейшее свойство рыночной экономики, пронизывающее все её институты.

В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда имеют разное значение.

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами прибыли, но и изменением стоимости предприятия (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).

Иногда выделяют социальное предпринимательство в отдельную категорию.

Формы предпринимательства

Индивидуальное:
Индивидуальный предприниматель
Индивидуальное предприятие
Коллективное:
Кооператив
Предприятие
Полное товарищество
Товарищество на вере
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Хозяйственное партнерство
Инвестиционное товарищество
Непубличное акционерное общество
Публичное акционерное общество
Семейное предприятие
Государственное
Особо выделяют незаконное предпринимательство.

По характеру деятельности различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное (оказание услуг) и др.

Для защиты своих интересов предпринимательское сообщество по закону «О некоммерческих организациях» может формировать различные ассоциации

Процесс предпринимательства

Стартовый капитал

Источниками капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть:

Собственные средства:
Для индивидуального предпринимателя — его личные средства и сбережения, собственное имущество (помещение, оборудование, машина).
Для юридического лица — его уставный капитал, формируемый учредителями, чаще всего это долевое финансирование.
Привлечение инвестиций:
Активными участниками новых проектов являются венчурные фонды и бизнес-ангелы.
Сбор средств через краудфандинг. Средства могут приниматься как в обмен на будущую продукцию, так и в качестве пожертвований (что особенно актуально в случае цифровой продукции (англ. Digital goods), распространяемой по свободной лицензии).
Займы в банке или у физических лиц (долговое финансирование).
Безвозмездная помощь (гранты или субсидии).
Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы.


Регистрация и лицензирование

Получение лицензии на право деятельности у государства.  Подробнее про регистрацию и закрытие ИП

Реклама

Размещение рекламы, рекламные акции и кампании, специальные предложения.

Расширение

Расширение (производства, либо сферы оказываемых услуг), также слияние и поглощение конкурентов. Капитализация.

Выпуск акций

Выпуск акций, котируемых на бирже.

Страхование деятельности

Продажа и покупка готового бизнеса

Этапом жизни бизнеса является формирование дееспособного предприятия и возможность продажи его. Купля-продажа может осуществляться как самим собственником, так и на открытом рынке готового бизнеса (с добавленной стоимостью, так и предприятия по цене активов).

Исследования предпринимательства

Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов (факторов) экономики наряду с природными — землёй, трудом, капиталом, информацией и временем. Современная экономика понятие «земля» заменяет на понятие «средства труда», а информацию и время относит в категорию «труд». Предпринимательство обычно нацеливает на экономию времени за счёт снижения трансакционных издержек.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер дал определение: предприниматель — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешное нововведение. В частности, предпринимательство представляет собой силу творческого разрушения, действующую на рынках и в производстве, одновременно создавая новые товары и модели предпринимательства. Творческое разрушение обеспечивает динамичный и долгосрочный экономический рост.

Фрэнк Найт и Питер Друкер, рассматривая риск как неотъемлемый атрибут предпринимательства, выделяли следующие его типы:

статистический риск.
неопределённость, которую нельзя рассчитать статистически.
неопределённость Найта или истинная неопределённость, которую не только нельзя рассчитать, но и невозможно предвидеть.
Например, до появления Интернета невозможно было оценить рынок для существующих ныне успешных проектов, таких как Google или YouTube.

Уильям Баумоль изучал положение предпринимателя, вносящего дисгармонию и вызывающего отторжение на традиционном рынке

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рекомендвать друзьям: